Парк Гуэль в Барселоне
Сперва давайте вернемся в начало прошлого века, чтобы лучше узнать и понять основные события, которые связаны с его историей, его создателями: архитектором-модернистом Антонио Гауди и меценатом Эусебио Гуэлем. Именно по заказу последнего и было осуществлено проектирования данного парка, современный вид которого мы можем видеть сегодня. В парке Гуэль все гармонично: архитектура сочетается с природой, а мифы древних веков переплетены с символизмом.
Еще в детские годы Антонио Гауди отметился своими выдающими творческими способностями, являясь иллюстратором школьного рукописного журнала «Арлекин», тираж которого в то время составлял двенадцать экземпляров. Но вот в качестве автора текстов, размещенных на страницах этого журнала, ему выступать не приходилось. Даже в последующие годы своей жизни Антонио Гауди мог сотворить только одну письменную работу, в которой рассказывалось об архитектуре Ренессанса. На протяжении всей жизни Гауди страдал ревматизмом, вследствие чего ему в отдельные годы жизни приходилось проводить в кровати по нескольку недель. Именно в эти моменты единственное развлечение, которое он мог себе позволить - рисование. Болезнь оказала большое влияние на его характер: он был замкнутым, не особо рвался к общению с ровесниками, но очень любил своих родителей и сильно был к ним привязан. Именно родители приложили немало усилий для развития его таланта.
Талант творчества у Гауди выражался только в рисунках и архитектуре. То, что у него было на душе, он не переводил в красивые слова, а переносил на чертежную бумагу. К разочарованию современников, большая часть учебных работ, которые были получены им по окончании школе Архитектуры, погибли при пожаре в годы испанской Гражданской войны. Однако, некоторые работы были реализованы в виде различных сооружений, возведение которых стало возможным, благодаря немногочисленным меценатам.
К числу таких меценатов относится Эусебио Гуэль − сын состоятельного текстильного магната. Эусебио имел чувство прекрасного и ценил искусство, имел знания о культуре и архитектуре различных стилей. На стыке XIX и XX веков его очаровала идея английского архитектора Эбанайзера Ховарда − возведения «города-сада», который должен иметь вид района, расположенного от центральной части города на значительном удалении. Основой «города-сада» должны были стать коттеджи, которые отделялись друг от друга большой садовой территорий. Таким образом, обеспечивалась максимальная гармония с природой. В то время Гауди был еще студентом, но, несмотря на это, сумел выделиться нестандартными ходами при реализации архитектурных проектов. Его усилиями были реализованы несколько проектов по заказу семьи Гуэль, включая Дворец Гуэль на знаменитой барселонской Рамбле, Крипту в Колонии Гуэль, проведение работ по реконструкции виллы промышленника в Барселоне и еще ряд других работ.
Идея создания парка Гуэля родилась в голове Эусебио Гуэля, который должен был стать городом-садом площадью 20 гектаров. В качестве места его постройки была выбрана гора Пелада, которая располагается на окраине каталонской столицы. Возводить город-сад планировалось с ориентацией на средний класс, который в то время находился далеко не в идеальной экономической ситуации. Но меценат так был захвачен идеей, что попросил Гауди уделить внимание созданию этого парка. Размеру затрат для его возведения Гуэль не придавал особого значения. Несмотря на это, самые известные шедевры Гауди, такие как «Педрера» и Дом Бальо, появились именно в период строительства нового парка, начавшегося в в 1900 году.
Суть идеи Гуэля сводилась к созданию поселка, который будет достаточно комфортен для проживания людей, где были бы места, на которых они могли бы встречаться, например, рыночная площадь, которая в процессе реализации проекта была выполнена Гауди в виде греческого храма. Заметим, что именно это сооружение является единственным детищем мастера, при выполнении которого он применял не свои собственный стиль, а основы классического, это было основное пожелание мецената. Желание Эусебио Гуэля сделать вход в парк с религиозно-мифологическим, а также патриотическим оттенком было реализовано посредством сооружения длинной лестницы с фонтанами − драконом и змеей. По обе стороны от змеи располагались павильоны, созданные для обслуживающего персонала парка, охранников. В понимании Гуэля греческая культура предшествовала наступлению каталонской. Именно поэтому он отдал предпочтение классическим формам. Саму же концепцию сайта, реализованную в английском стиле, можно увидеть только в мозаичных надписях «Park Guell», которыми обрамлены ограды парка, а также принципах разделения участков под застройку. Однако 60 коттеджей, которые должны были появиться, так и не были построены.
Меценату принадлежала идея построить парк-резиденцию, а вот воплощать эту идею в реальность легло полностью на плечи архитектора. Учитывая горный ландшафт местности, архитектор воссоздал три галереи, которые по своему виду были похожи на акведуки. Для того чтобы эффект соединения природы с архитектурой, а также естественных влажных гротов, которые были особой страстью Гауди, был максимальным, в процессе работы колонны были облицованы необработанным коричневым камнем. Отдельные элементы были выложены с его применением. Подчеркнуть среднеземноморский характер местности Гауди решил посредством посадки пальм. В процессе строительства мешающие деревья выкапывались, чтобы потом, когда строительство будет завершено, вернуть их на прежнее место. Со временем земля на горе, отведенная под парк, стала преображаться. Сам архитектор по своей натуре был перфекционистом и с особым упорством работал над своим проектом. Легкость линий, а в некоторых случаях их небрежность − это долгий и тщательнейший геометрический расчет. Те специалисты, которые начинают внимательно изучать работы архитектора, сразу понимают, какой огромный труд был положен для их сооружения.
Несмотря на возведение демонстрационного дома, в котором позднее поселился сам архитектор, продать удалось только один участок земли, отведенный под застройку, поскольку близилась первая мировая война, а состоятельные люди Барселоны не горели желанием вкладывать свои деньги в коттеджи, которые располагались в парке со специфическим видом. После кончины в 1914 Эусебио Гуэля работы над проектом "Парк Гуэля" были полностью свернуты. Данный парк стал незавершенным проектом выдающего архитектора. В дальнейшем Гауди посвятил себя работам, связанным с Храмом Святого Семейства.
Несмотря на финансовую несостоятельность Парка Гуэля, тем не менее, его появление стало бесценным творением для человечества. Парк, находившийся в ведении муниципалитета Барселоны, в 1984 году был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия человечества. Дом, в котором долгие годы жил сам архитектор, был превращен в музей. И сегодня у вас есть прекрасная возможность прогуляться по этажам дома или акведукам парка, как это делали Гуэль и Гауди, обсуждая во время таких прогулок планы на ближайшее будущее.