Великолепная Альгамбра
В прошлом, 2013 году, монументальный комплекс Альгамбра сохранил лидирующую позицию как самый посещаемый монумент в Испании, заняв в очередной раз первое место перед Музеем Прадо в Мадриде и Собором Святого Семейства в Барселоне. Редакция "Нашей Испании" решила не составлять исключения и отправилась на встречу с самым посещаемым монументом Испании.
В январе, после того как отшумели новогодние праздники, купить билет в Альгамбру нам не составило большой трудности. Однако, тем, кто собирается посетить Альгамбру в разгар туристического сезона, хотелось бы порекомендовать заказать билеты заблаговременно. Сегодня это можно сделать в интернете. Полную инструкцию по заказу билетов на русском языке и много дополнительной информации об Альгамбре мы нашли на сайте Прогулки по Гранаде.
Автором этого сайта оказалась гид в Гранаде - Анастасия. Поэтому, связавшись с ней, мы решили, что лучше всего будет познакомиться с Альгамброй с помощью русскоговорящего гида.
Наш путь вел нас на холм Сабику, на котором раскинулась красная крепость, как называли Альгамбру мавры.
Полные предвкушения, мы поднимались на встречу с Альгамброй. По сути цитадель Гранады представляет собой мини-городок, площадь которого занимает 104,697 м². Однако если принять во внимание, что в стоимость билета входит также посещение соседних садов Генералифе, то к площади Альгамбры нужно добавить еще 117,378 м² садов, которые находятся за пределами крепостных стен. В целом маршрут простирается на 3,5 км и занимает по времени около 3 часов.
Ну что же, нам предстоит сегодня многое увидеть, так не будем терять время даром, в путь!
В начале нас встретили неприступные стены военной крепости Алькасабы. Это самая старая часть Альгамбры, строительство которой началось еще в первой половине XIII века, в тот период, когда Гранадский эмират, территория которого простиралась от Гибралтара до Мурсии, стала последним оплотом ислама на Пиренейском полуострове.
Основателем династии Насридов стал Мухаммед ибн Аль Ахмар, в 1238 году он поднял восстание против династии Альмохадов и, одержав победу, встал на престол последнего мусульманского эмирата на территории современной Испании. Именно непреступные стены Алькасабы служили резиденцией первому гранадскому эмиру и символизировали его власть над городом.
Здесь же в Алькасабе находятся Оружейные ворота, которые раньше служили главным входом в крепость, а сейчас они превратились в смотровую площадку, попав на которую, видишь город с высоты птичьего полета.
Века, вихрем пролетевшие над крепостью, были безжалостны к Алькасабе. Ничего кроме фундаментов домов не осталось на ее территории и теперь главной ее достопримечательностью стали потрясающие виды на мавританский квартал Альбайсин.
С высоты крепости отчетливо видно, как белые дома старого города карабкаются по склону к его макушке, на которой находится церковь Сан Кристобаль.
Глядя в сторону современной части города, становится заметно, как кафедральный собор импозантно доминирует среди прочих построек.
Вдоволь налюбовавшись видами на кафедральный собор и современную Гранаду, мы разворачиваемся на 160 градусов и нашему взору являются заснеженные пики Сьерра-Невады. В этот момент мы понимаем, что не зря поднимались на четвертый этаж Сторожевой башни (конечно же без лифта ; -)
Теперь наш путь лежит в самое сердце Альгамбры – Насридские дворцы. Время входа у нас указано на билетах, поэтому не теряя время даром, мы держим свой путь к дворцам.
По пути к дворцам нам встречаются Винные ворота, которые когда-то вдохновили Клода Дебюсси на написание одноименного произведения.
Гладя на явно восточные формы, не удивительно, что эти ворота вдохновили французского композитора. Да и нам, на какой то момент почудилось, что за этими окнами, скрытая от взгляда любопытного туриста, облаченная в легкие шелка, за нами наблюдает прекрасная Аиша.
И вот они долгожданные покои мавританских владык.
В сложных переплетениях геометрических узоров строители Альгамбры оставили для нас послание. И тут мы поняли, как важно посещать Альгамбру в сопровождении компетентного гида. Благодаря нашему гиду Анастасии Альгамбра раскрыла перед нами свои сектеры, зашифрованные в арабесках.
Оказалось, что Альгамбра – это поэтический сборник. Это прекрасная дама, которая в стихотворной форме рассказывает о своем предназначении и о тех, кто жил в ее стенах.
Поэмы, прекрасный пример искусства каллиграфии, опоясывают стены и обрамляют дверные и оконные проемы.
Кроме примеров каллиграфии, наш гид обратила наше внимание и на калиграммы, которые на первый взгляд кажутся простым узором.
Мы поняли, что волшебство Альгамбры заключается не только в арабесках, но и в том числе в совокупности оных с игрой света и тени, солнечных зайчиков, запутавшихся в мудреных кружевах арабесок...
...в зеркальной глади водоемов, без которых Альгамбра бы не была самой собой.
В конце Миртового дворика перед нами предстала Башня Комарес, ставшая местом знаменательных событий в истории Испании. Эта башня – снаружи крепостное сооружение – внутри прекрасный дворец, величественно и даже немного грозно возвышалась над изящной аркадой.
Побывав в Башне Комарес, мы ошибочно полагали, что Альгамбра нас больше ничем не удивит, но тут мы оказались в Львином дворике. Этот дворец символизировал для жителей Альгамбры райский оазис. Архитектура в этом дворике превращается в кружева и больше напоминает шелковые ткани шатров, нежели каменные строения.
В центре дворика стоит знаменитый фонтан со львами, которые чуть больше года назад вернулись в Львиный дворик после многолетней реставрации. Конечно мы были не единственными посетителями Альгамбры в этот день, но все таки чудом удалось сделать кадр со львами без толп посетителей.
Впереди на еще ждали бани султана.
В дворике Линдарахи нельзя пройти мимо апельсинов, они так и манят сорвать яркий плод.
В садах Парталь стоит Башня Дам, которая, подобно даме, кокетливо смотрится в свое водное отражение, которое время от времени рассекают яркими пятнами рыбки.
После изящества и необычной легкости шедевров мавританского зодчества даже самый наилучший пример итальянского Ренессанса нам показался сущим вандализмом. Однако пушки, выстроенные рядами возле дворца Карла Пятого указали на то, что здесь с императорами шутки плохи и мы решили оставить критические замечания на следующий раз ;)
Снаружи дворец Карла V кажется очень массивным строением. Даже кольца, к которым должны были привязывать лошадей, находятся очень высоко, словно они были сделаны не для обычных лошадей, а для крылатых пегасов.
Внутри дворца Карла V нас встретил круглый внутренний дворик с фантастической акустикой. Не зря здесь каждый год в начале лета проходит Интернациональный Фестиваль Музыки и Танца.
Рядом с дворцом Карла V стоит церковь Санта Мария де ла Аламбра, построенная на месте бывшей главной мечети Альгамбры.
Тут же расположены руины других бань. На этот раз эти бани предназначались не для султанской семьи, а для остальных жителей Альгамбры, которым посчастливилось поселиться в соседстве с владыкой Насридского королевства.
Посещение бань было неотъемлемой частью жизни средневекового гранадца, в отличие от подавляющего большинства европейцев того времени.
Итак, заглянув в баню, мы отправились дальше вдоль садов и ..... огородов. Даже как то странно наблюдать, что может быть вот также 500 лет назад здесь росла капуста. В насридском огороде можно было найти почти все, за исключением картошки, перца и томатов, так как эти овощи попадут в Европу позднее.
Современный Генералифе – это отличный пример садово-парковой архитектуры. Зеленые стены из туи создают лабиринт, в котором так и хочется заблудиться.
Но как бы путник ни блуждал по парку, он рано или поздно выходит к летней резиденции насридского султана, утопающей среди апельсиновых деревьев.
Так же как и в Насридских дворцах, вода здесь играет важную роль. Да это и понятно, ведь какой сад может обойтись без орошения?
Мудреная ирригационная система пронизывает сады. Журчание воды слышно из любого уголка. Вода строится по каналам, поднимается веселыми звонкими струями ...
...или же наоборот каплями падает из чаши фонтана. В этот момент понимаешь, что жарким августом летняя резиденция есть не что иное, как рай на земле.
Узор водной глади, благодаря солнечным лучам проецируется на арабески и на какой – то момент кажется, что они начинают двигаться, подхватывая волнообразные движения воды.
Еще раз приходится задерживать взгляд на многообразии форм орнаментов.
Уникальнейшее сочетание орнаментов, поэзии, воды, геометрии, света является сущностью мавританской архитектуры.
Мавританские окна превращаются в драгоценную оправу для изумрудной зелени садов.
Покидая Альгамбру, мы бросим на нее прощальный взгляд и загадали вернуться в этот рукотворный рай еще раз.
Карта Альгамбры -
Русский гид в Гранаде - http://www.algranada.com
Инструкция по покупке билетов в Альгамбру на русском - http://www.algranada.com/2012/08/blog-post.html