Страсти Христовы в Севилье
Страстная неделя (Semana Santa) в Севилье, а именно неделя до празднования Пасхи - зрелище особое, есть в нем дикость и страсть, идущие из глубины веков. Причем именно на этой земле, где так долго властвовали арабы, сильнее всего пустила корни эта католическая традиция, начиная еще с 16 века. Севильская Святая неделя примечательна своим масштабом, и хотя праздничные процессии проходят во многих других испанских городах, именно атмосфера здешней Пасхальной недели приобретает нужный градус "страстности", и за счет этого, международную славу.
В Севилье кажется, что город охвачен религиозностью, а как отмечает Петр Вайль(знаменитый путешественник и писатель-эмигрант), есть здесь некая «смесь аскезы и гедонизма». На многих зданиях присутствуют фрески истово почитаемой в Испании Девы Марии, к примеру, в рабочем районе Триана, почти с каждого здания видится лик Богородицы.
Все эти фрески находятся на обычных жилых домах, и своим присутствием напоминают о защите Девы Марии. Каждый образ Девы Марии имеет свое имя, и соответственно покровительствует определенному району, и его жители особо чтут его. Но это украшение — постоянное в Севилье, а во время праздника добавляются декорации, соответствующие настрою.
Балконы по всему городу украшают красной тканью в честь праздника. На многих балконах также устанавливают большие свечи.
Многие жители андалусской столицы целый год готовятся к пасхальной неделе, поэтому берут выходные на всю неделю, а четверг и пятница Святой недели и так являются нерабочими днями в Испании. Весь город активно готовится к Святой неделе, а вдоль главного Севильского собора и на главной площади муниципалитета установлены сидения,чтобы севильцы могли видеть процессии, не сходя с места.
Как рассказала одна севильская семья, скамейки порой переходят от отца к сыну, другой вариант получить место, с которого будет виден ход процессии, рядом с собором и главной площадью - заплатить квоту, которая может доходить до 100 евро. Учитывая, что почти каждый год на Святую неделю хотя бы один день выдается дождливым, то эти стулья, приходится складывать во время обильного ливня. В первой половине дня в четверг все выглядело солнечно и прекрасно, а уже во второй половине дня зарядил дождь, похоронив надежды на то, чтобы увидеть процессии вечером. Люди плакали, жалея, что не смогли увидеть свои любимые процессии.
Ну а пока еще не зашло солнце, севильцы красуются, ведь они специально наряжаются к Святой неделе. Особо наряжаются дамы - в мантильи, напоминающие траурную одежду, что пожалуй неспроста, ведь мантилья - своего рода знак панихиды по Христу. Одеваются они со вкусом, ведь Страстная неделя - прекрасная возможность себя показать.
Все это внешние знаки Страстной недели, есть вещи более глубокие, так вперед же, давайте исследуем и их.
Пасхальная неделя вертится вокруг процессии, где внимание обращено на фигуры Христа и Мадонны, установленные на постаменты. Это могут быть как скульптурные группы, так и отдельные фигуры Христа и Мадонны. Фигуры вместе с постаментом называют «пасо» (paso, от pasar – проходить), их выносят на улицу и обходят с ними район города, а потом снова заносят в ту же церковь, откуда их вынесли изначально.
В Севилье около 50 религиозных братств (cofradias), и каждое имеет свое расписание на Страстной неделе. У входа в одну из церквей собираются люди, чтобы посмотреть на те скульптуры, которые в этом году не удалось вынести из-за дождя. В церкви им раздают цветы с постаментов.
Каждый день Святой недели соответствует дню последней недели жизни Христа. Поэтому все религиозные братства соблюдают строгую очередность при выносе пасос.
Изображения Девы Марии и тут имеют большое значение. Скульптуру украшают лучшей тканью, она окружена живыми цветами и вырезанными розами из свеч и просто огромным количеством свечей.
В процессии впереди несут фигуру Христа, а потом через некоторое время фигуру Девы Марии.
Из-за обильных дождей, которые пришлись на Страстную неделю в этом году, некоторые процессии пришлось отменить, ведь постамент со скульптурой представляет собой настоящее произведение искусства. Многие «пасо» были созданы несколько столетий назад, с использованием серебра и золота, поэтому их стоимость может достигать 100.000 - 200.000 евро.
Для тех процессий, которые не вышли, это явилось самым настоящим горем, ведь как и было сказано ранее, люди готовились к этой неделе на протяжении года.
Меж тем люди собираются, чтобы посмотреть процессию, и мост Трианы наводнен толпой. По мосту также будет идти процессия. У каждого истинного севильца есть своя «любимая» процессия — обычно это та, которая выходит из церкви его района, которую он считает «своей».
Ход процессии может длиться от 8 часов до целого дня, а с четверга на пятницу, в ночь страданий Христа на кресте, процессии ходят всю ночь. Эта особая ночь, она считается чуть ли главной. В этот раз было неясно, удастся ли выйти процессиям, дождь зарядил уже в четверг после обеда и продолжался до вечера, а люди обсуждали, увидят ли они в этот раз Ла Мадруга (La Madrugá) — ночное бдение процессий. Им повезло, и дождь прекратился буквально до двенадцати ночи, когда и вышла первая ночная процессия.
Город ярко играет красками, живет и бурлит. Запах цветущих апельсиновых деревьев смешивается с горящим ладаном на улицах, с запахами воска от сотен горящих свечей, потом ребят, которые двигают постамент. Да-да, процессии двигаются на так называемом ручном ходу.
Косталерос (Costaleros) — невидимые, казалось бы, участники процессий, но их роль ключевая, именно они двигают на своих плечах и шеях груз постамента с фигурой. Эти ребята тренируются в течение года, чтобы потом вынести постамент, и на каждого из них может прийтись до 100 килограмм веса. Под постаментом может находится от 30 до 50 дюжих испанцев, на шею которых падает основной вес постамента. Благо шея косталерос защищена специальным валиком. При этом косталерос занимаются этим на добровольной основе, не беря денег за эту достаточно тяжелую работу. Более того, они платят, чтобы нести на себе тяжелый груз! Цена варьируется от 10 до 70 евро, кроме этого, необходимо приобрести специальную форму. Время от времени процессии останавливаются, некоторые из косталерос меняются с теми, кто идет рядом, чтобы дать отдохнуть своим товарищам.
А вот еще одни важные участники шествий - люди, форма одежды которых напоминает Ку Клукс Клан. Это члены религиозных братств, «пенитентес» (от испанского «покаяние»), и они скрывают свое лицо под колпаками, ведь для них шествие — знак покаяния. Изначальна традиция связана с замаливанием греха за весь год, поэтому «грешники» становились неузнанными за счет одеяний. Все религиозные братства Севильи имеют свои цвета формы одежды, по которым и можно отличить принадлежность к тому или иному братству.
Теперь же эту форму одевают даже дети, и это воспринимается уже как традиция. Тем более, что для детей это забава, никто не требует от них бесчисленных часов следования за процессией. Скорее это начало приобщения юных севильцев к их будущим «взрослым» шествиям. Испанцы выходят целыми семьями, при этом за право выйти с процессией надо обязательно принадлежать братству и платить "членские" взносы (обычно от 30 до 40 евро в год на человека).
Хотя форма одежды «пенитентес» и регламентирована, под туникой можно заметить отворот джинсов. Стоит севильцам закончить хождение со своей процессией, и вот они уже радостно снимут одеяние и пойдут в ближайший бар, делиться новостями и пропустить по стаканчику-другому. Таковы севильцы, в них органично сочитаются религиозность и страсть к жизни.
Вообще, получается, что все люди, которые участвуют в процессиях, словно невидимы, либо они под помостом, либо лицо их скрыто. Лишь немногие идут за постаментом в лучших своих одеждах, да дамы в мантильях. В этом есть логика, хотя севильцы и любят показать себя, главными «лицами» шествия остаются скульптуры Христа и Мадонны.
Когда мимо проносят скульптуры, севильцы крестятся, некоторые плачут. Когда проносили статую Мадонны, по толпе пронесся восторженный ропот, немало мужчин утирали слезы, а пожилые испанки крестились на фигуру.
Судя по толпе, которая собирается посмотреть на то, как заносят скульптуры в церковь, можно сказать, что испанцы любят собираться вместе, толпиться и смотреть на любое зрелище.
Порою с балкона можно услышать саэту — посвящение Христу или Богородице. Исполняется она на манер фламенковского пения, и исполнитель словно терзается, когда поет, будто соприкасается к страданиям того, кто распят на кресте.
Однако есть те, кто предпочитает насладиться весенним солнцем, свежей газетой и бокалом вина, чем стоять в толпе, ожидая, когда появится процессия. Они, как ни странно, в меньшинстве.
Процессия заканчивается, и те, кто играет в оркестре (а каждую процессию сопровождает оркестр) могут отдохнуть. Оркестр придает жизнерадостность и добавляет эмоций шествию.
Как только процессия завершает свой путь, уборочные машины быстро и оперативно убирают мост Трианы, по которому шло шествие 10 минут назад.
Метки: Севилья